Меню

Межрелигиозные отношения в современной России, газета "Светлый Путь", №15 от 26.02.2013

В своем выступлении, 19 июля 2011 года, на встрече председателя Правительства России Владимира Путина с главами и представителями религиозных и общественных организаций и национально-культурных автономий, Святейший Патриарх Кирилл отметил, что «от того, как человечество решит проблему взаимодействия этносов, культур, цивилизационных моделей, будет зависеть будущее… Сознавая, что в богословском, вероучительном плане очень многое нас разделяет, мы никогда не ставили своей задачей преодолеть эти мировоззренческие, религиозные, богословские различия, но одновременно максимально сблизить свою позицию по общественно значимым вопросам».

Православие, Ислам и Иудаизм веками сосуществовали на  территории нашего Отечества и самочувствие нашей страны - экономическое и социально-политическое - зависит от того, каковы отношения между людьми различных вероисповеданий.

На характер реально складывающихся сегодня межрелигиозных (межконфесиональных) отношений влияют: историческая память, т.е. прошлый опыт их отношений; гармоничность, конкуренция или конфликт их интересов; вероисповедная политика государства.

Межконфессиональный диалог, отношения - это не просто общение теологов различных конфессий, где обсуждаются религиозные догматы или ведется сравнительный анализ различных источников, толкований и религиозной практики. Диалог в сфере конфессиональных отношений является важным элементом внутренней и внешней государственной политики, имеющим специфическую стратегию и тактику. Гармонизация межнациональных отношений в современной России во многом зависит от гармонизации межконфессиональных отношений.

В настоящее время межрелигиозные отношения в России имеют значительный потенциал для корректного, бесконфликтного развития. Для этого существует ряд объективных предпосылок.

Во-первых, у православных, мусульман, иудаистов и буддистов отсутствует почва для доктринальных разногласий, поскольку каждая из этих религий восходит к собственному источнику вероучения.

Во-вторых, каждая из этих религий имеет традиционную национально-культурную среду бытования, поэтому их адептам не свойственны установки на привлечение в свои ряды последователей других религий.

В-третьих, присущая им общность основных этических ценностей благоприятствует взаимопониманию их приверженцев, обеспечивает предпосылки к взаимодействию и сотрудничеству в социально-гуманитарной сфере.

В-четвертых, их сближают общие интересы и озабоченность общими проблемами. Среди них – содействие сохранению межнационального мира и согласия в многонациональной стране; противостояние угрозам национально-культурной самобытности народов, нивелирующим последствия процессов глобализации, экспансии массовой культуры; защита своих приверженцев от экспансии чуждых им религиозных движений.

При всех доктринальных расхождениях, различиях национально-культурных традиций у большинства конфессий и религиозных организаций существуют фундаментальные предпосылки к взаимопониманию и взаимодействию – это принадлежность к общему Отечеству, единство духовно-нравственных ценностей и сознание ответственности за стабильность в стране.

Протоиерей Владислав Артасов

Газета "Светлый Путь", №15 за 26 февраля 2013

Межрелигиозные отношения в современной России, газета "Светлый Путь", №15 от 26.02.2013

Опубликовано 26.02.2013