Меню

Межрелигиозные отношения в современной России - часть 2, газета "Светлый Путь", март 2013

Россия, как известно, одна из самых многонациональных стран  планеты. Наша Родина  также является многоконфессиональным государством, где представлены последователи христианства и  ислама. Христианство и ислам относятся к мировым религиям и являются наиболее распространенными в России. Каждая мировая религия претендует на обладание полнотой Божественного Откровения, каждая имеет собственный вероучительный фундамент.

История отношений между православными и мусульманами в Отечестве - это не столько противостояние, сколько налаживание мирных взаимоотношений между народами, пример развития различных культур, цивилизаций в границах одного государства: Московского княжества, а потом царства, Российской Империи, Советского Союза и, наконец, Российской Федерации. Взаимоотношения славянских народов с народами Кавказа являются предметом особого рассмотрения, и следует заметить, что религиозная составляющая этих отношений не является основной  в них. Расширение границ Российской империи на Восток и появления  приходов Русской Православной Церкви совершенно не походило на торжествующее шествие религии покорителей. Не было никаких попыток приобщить к православию местное население. Основная задача Православной Церкви была направлена на пастырское окормление русских переселенцев. По большей части это были крестьяне из густонаселенных областей России, ехавшие в далекий край в поисках земли. К бедствующим русским скитальцам мусульмане относились с высоким милосердием и гостеприимством. В свою очередь, Царская власть России была очень положительно настроена на диалог со знатью народов Средней Азии. Аристократы вдобавок к своим титулам получали российское дворянство. Им присваивались высокие офицерские чины императорской российской армии, они полностью сохраняли свои права и власть, только осуществляя их теперь от имени белого царя. Известно, что пятнадцать генеральских должностей в царской армии занималось мусульманами, хорошо зарекомендовала себя «Дикая дивизия», состоявшая из чеченов, ингушей, кабардинцев, а в более ранней истории в ополчение Минина и Пожарского входила конница казанских татар, внесшая большой вклад в ликвидацию смуты. В православной Русской Империи мусульмане веками спокойно сохраняли свою веру и обычаи.

После революции и начала гонений на Церковь множество православного духовенства и мирян пострадали мученически за веру Христову. Многих видных иерархов, духовенство, монахов и тех, кто исповедовал себя православным, сослали в Среднюю Азию. Все они были насильственно выселены со своих родных земель и даже не имели возможности при переселении собрать необходимое. Мусульмане, видя такое бедственное положение вынужденных переселенцев, очень часто объявляли закят (добровольное пожертвование) в пользу православных. Они селили их у себя по домам, несли им вещи, продукты и все самое необходимое. При этом и мусульмане пострадали в годину революций.

Православие и ислам - разные религии. Православные не разделяют догматов ислама, и мусульмане не согласны с вероучением христианства. Это не обсуждаемо. Но  сотрудничество  в плане противостояния злу в общественных, политических и социально-культурных ракурсах очень перспективно. Святейший Патриарх Кирилл на встрече с руководителями регионов Северо-Кавказского федерального округа 14 декабря 2012 года в Пятигорске сказал: «Нам нужен такой диалог, который будет проникать в глубину сознания наших людей — и православных, и мусульман, менять наши отношения в принципе. Почему? Потому что мы сегодня союзники перед лицом всего того, что в мире происходит. Потому что самая главная проблема современной цивилизации заключается в отказе от Бога — я сегодня об этом говорил в проповеди. Потому что в основу всего сейчас полагается исключительно личная свобода человека. Человек, согласно этим взглядам, сам определяет, что хорошо, а что плохо. Но ведь сколько голов, столько и умов, и если каждый будет сам определять, что хорошо, а что плохо, то человечество будет уничтожено взаимными конфликтами.

Должны существовать абсолютные мерила добра и зла, и для верующих людей абсолютным мерилом является слово Божие. Для нас Библия, Евангелие, для вас Коран — это абсолютное мерило, и поэтому наша задача — только научить людей различать добро и зло на основании этого критерия.

Вот поэтому верующие люди сегодня являются союзниками, и эти союзнические отношения мы должны укреплять, на основе этих союзнических отношений выстраивать братские отношения — не обижать, не оскорблять, а ценить друг друга.»

Россия - общий дом не только для православных, но и для мусульман, буддистов, всех приличных людей. Образцом такого сотрудничества была Российская империя.

Объединить нашу многоконфессиональную страну можно только на основах веры, надежды, любви и добра, потенциал которых заложен и в христианском Священном Писании, и в Коране.

Протоиерей Владислав Артасов,

газета "Светлый Путь", март 2013

Опубликовано 31.03.2013