- Отец Владислав, миссионер- кто это, с вашей точки зрения?
Совсем немного времени назад слово «миссионер» в сознании многих людей, в том числе и православных, ассоциировалось с представителями традиционных и нетрадиционных религий, отличных от православия, которые во множестве приехали на нашу землю.
Если мы обратимся к словарям, то увидим следующие определения слова «миссионер»:
миссионер - Лицо, посылаемый религиозной организацией или церковью для проповеди религии и просветительской деятельности среди населения с иным вероисповеданием (по Ефремовой),
миссионер - Духовное лицо, посылаемое церковью для распространения христианской религии среди инаковерующих (по Ожегову), и, наконец, значение слова Миссионер по словарю Ушакова:
МИССИОНЕР - (от латин. missio - посылка, отправление)- Лицо, посылаемое (к колониальным и зависимым народам) для религиозной пропаганды или насильственного обращения в религию господствующей церкви и фактически являющееся политическим агентом пославшего его правительства и церкви.
Все эти определения и точны, и неточны одновременно. В Православной Церкви Миссия ― проповедь Евангелия для обращения людей ко Христу ― неотъемлемая часть служения Святой Соборной и Апостольской Церкви, пастырям и чадам которой Господь Иисус заповедал: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15). Значит миссионер-человек, несущий слово Божие людям.
Свидетельство веры составляет одну из главных обязанностей всех христиан, во исполнение заповеди Господней: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча соблюдать их все, что Я повелел Вам» (Мф. 28:19-20).
Православная миссия имеет целью приведение человека к вере Христовой, приобщение его к православному образу жизни, передачу ему опыта богообщения и вовлечение его в таинственную жизнь евхаристической общины. (ОБЩЕЦЕРКОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ. Положения. Об организации миссионерской работы в Русской Православной Церкви).
Если сказать кратко - задача миссионера - приводить людей ко Христу.
-Это очень непростая задача…особенно сейчас, в современном мире…
Как только произносишь эти слова, немного их осознаешь, то задумаешься - а как это возможно? Привести людей к Богу? Обратиться к остальным не со словом идеологическим, не со словом развлекательным, а со словом о Боге, о вере — очень сложная задача.
В прошлом, миссией называли выход на проповедь среди народов, не имеющих христианских традиций.
Миссия в наши дни отличается от миссии древней Церкви. Слово современного миссионера обращено не к аборигенам, а к людям культурным, взгляды которых сформированы под воздействием Евангельской проповеди, но отказавшимся от основных его принципов. Ранее, скорее всего, слово миссионера было обращено к людям, ничего не слышавшим о Христе. Сегодня задача миссионера привести к вере наших соотечественников, тех людей, которые крещены, но не просвещены. Преосвященный Владыка Серафим, поручая Миссионерское служение в нашей епархии, обозначил приоритеты о просвещении именно наших земляков.
- Кто может быть миссионером?
Кто же может быт миссионером? Миссионером должен стать каждый священник и может быть каждый человек при одном условии. При желании самого человека. Служение, поведение, отношение к людям и даже внешний вид миссионера, священника либо приводят людей к Богу, либо отталкивают от Церкви.
Значительная часть людей, будучи крещенными, приходят в храм только изредка. Или свечу поставить или помянуть умершего….Иногда спрашиваю людей - что такое Причастие? и большинство затрудняется ответить... Просвещение людей даже в храме- это одна из форм миссионерского служения. Ведь важно не только привести человека в храм, но и сделать все, чтобы он здесь остался.
Очень часто случается так, что люди хотят слышать простое Евангельское Слово. И особенно отрадно, когда возникает соработничество церкви, прихода и творческой интеллигенции, педагогов, например...
-Расскажите немного об Отделе…
Миссионерский отдел Белевской епархии осуществляет общее и методическое руководство институтом помощников благочинных по миссионерскому служению. Помощники благочинных по миссионерскому служению - батюшки наших храмов.
В задачи отдела входит разработка плана миссионерской деятельности на отчетный период, определение миссионерских поручений, проверка выполнения поручений, организационная и методическая помощь помощникам благочинных.
Епархиальный Миссионерский отдел в настоящее время основной своей целью считает, как уже говорилось, Благовестие среди невоцерковленных людей, особенно молодежи, и находящихся за пределами Церкви.
Как видно из мероприятий, проведенных в Белевской епархии в 2013 году, формы миссионерского служения весьма многообразны. Миссия должна быть сегодня разнообразной, направленной на совершенно разные слои населения.
Семейный Автопробег Одоев-Муром посвященный памяти св. блг. кнн. Петра и Февронии Муромских.
Установка и освящение памятного знака - поклонного креста в районе с. Мишина Поляна, Арсеньевского района - родовом имении известного русского мореплавателя С.И.Челюскина (Одоевское благочиние).
Просмотр мюзикла «Димон» по одноименной книге протоиерея Александра Торика с последующим обсуждением тем: любовь в современной молодёжной среде и Евангельское понимание любви (Алексинское благочиние).
Православно-Краеведческий молодежный поход. С палаточным проживанием на территории Богоявленской церкви. Центр Среднерусской возвышенности (Плавское благочиние).
Раздача Евангелий сотрудникам ООО «ИЭК-МеталлПласт» г.Ясногорска в кол-ве 100 шт.(Ясногорское благочиние)
Крестный ход с переносной звонницей по посёлкам Маяк и Сосновский (Заокское благочиние)
Крестный ход в г. Суворове на 1025- летие Крещения Руси, Суворовский клуб: "Суворов Трофи" Молебен, «Священники-воины Победы» - выставка в краеведческом музее. (Суворовское благочиние)
И это только немногие…
27-28 ноября по благословению Пресвященнейшего Серафима, епикопа Белевского и Алексинского, в рамках проведения 2-х Рождественских чтений Белевской Епархии на территории Суворовского и Щекинского благочиний состоялись встречи с православным публицистом и историком Александром Леонидовичем Дворкиным. Встречи с этим интересным человеком стали регулярными. Надеемся провести встречу в этом году в г.Ясногорске.
По словам известного православного публициста, священник, идущий по улице в рясе, тоже молча проповедует Христа.
-Есть ли критерий успеха проповеди?
Успех миссии в современном мире какими-то численными показателями не измерить.
Границы, где миссия, а где что-то другое, могут быть стерты. Например, мы беседуем как миссионеры с человеком, ничего не знающим о христианстве, а когда беседуем с тем, кто мало знает о своей вере и пытается больше узнать — мы уже катехизаторы.
Никакой отдельной и самодостаточной миссии, обособленной от пастырского служения, от приходов, монастырей, благочиний, епархий, в конечном итоге, не бывает. И в этом служении ключевая фигура — это пастырь или епископ, а не миссионер-мирянин, лектор, педагог и т. д.
Миссионерское служение тесно переплетается с другими формами служения в Церкви -социальной, катехизаторской, молодежной, паломнической.
Сегодня у людей есть возможность пользоваться различными средствами информации, возможность прочитать все, что угодно, но потребность в живом слове есть.
-Если подвести итог нашей беседы…
Нужно искренне сеять слово Божие, а дальше — что Бог даст, что прорастет… Миссионер, — в первую очередь, глубоко церковный человек, и лучше, если он хорошо образован. Главные миссионеры — те, кто трудится. То есть, миссия перешла от стадионов с большим количеством людей лично к каждому человеку. И сейчас нужны миссионеры, которые могут обращаться к каждому. О таких миссионерах мало говорят, но их деятельность более успешна, целенаправленна и доходит до человека.
В этом смысле миссионером должен быть каждый христианин, который приходит к себе на работу, в неверующий коллектив или в свою семью. И значение этой «частной» миссии не менее значимо.
Фотоматериалы
Протоиерей Владислав Артасов, 09.04.2014 год